Препарирование полостей V класса по Блеку

Препарирование кариозных полостей I класса по блэку

Препарирование полостей V класса по Блеку

Припрепарированиикариозных полостей Iкласса взависимости от лока­лизациии распространения процесса формируюттакие виды полостей: пря­моугольную,ромбовидную, крестообразную, овальнуюи др. Сформирован­ные кариозные полостиIкласса имеют наиболее типичнуюящикообразную форму с отвесными стенкамии плоским дном.

При препарированииглубоких кариозных полостей формированиеплоского дна может быть невозможнымвследствие опасности вскрытия пульпы,в особенности в местах проекции еерогов. Поэтому в таких случаях формируютдно полости, которое своей фор­мойповторяет контуры полости зуба (пульповойкамеры).

Кариозная полость, расположеннаяна жевательной поверхности зуба вобласти фиссур, называет­ся центральной.При двух и более кариозных полостях,расположенных на же­вательныхповерхностях моляров и премоляров,которые разделены участками здоровойткани, полости следует препарироватьи пломбировать каждую в отдельности.

Если же кариозные полости разделяютсяперегородками твердых тканей зубасомнительной прочности (очень тонкими),целесообразным будет их объединение водну полость (рис. 1).

Рис.1. Варианты формы отпрепарированныхкариозных полостей Iкласса

Различаютнесколько вариантов расположениякариозных полостей Iклас­са, и соответственно им происходитформирование полостей.

Если полостирасположены на вестибулярной поверхностимоляра выше экватора коронки с тонкимслоем неповрежденной жевательнойповерхности, создание полости лишь нащечной поверхности зуба будетнедостаточным.

В этом случае, как и приодновременном поражении щечной ижевательной поверхностей зуба, формируютполость с дополнительной площадкой нажевательной поверхнос­ти.

Пигментированныеглубокие фиссуры жевательной поверхностиследует включать в пределы полости,которая создается, в особенности, когдапри зондировании этих фиссур в нихзастревает кончик зонда. При небольшойкариозной полости на щечной или язычнойповерхностях моляров, если со­хранилсязначительный слой неизмененных тканейзуба на жевательной по­верхности,формируют полость лишь в пределахвестибулярной поверхности коронкизуба.

Ккариозным полостям Iкласса принадлежат также те, которыеобразуют­ся в ямках язычной (небной)поверхности резцов (в особенностиверхних) или в центре их вестибулярныхповерхностей. При препарировании такихполос­тей следует помнить о близкомрасположении пульпы. Полость в этихзубах создают цилиндрической, овальнойили прямоугольной формы.

Препарирование кариозных полостей V класса по блэку

Препарированиекариозных полостей Vкласса. Поскольку кариозные по­лостиVкласса размещаются в пределах однойповерхности зуба, например вестибулярнойили язычной, то их препарированиепроисходит практически так же, как иполостей Iкласса.

Раскрытиеи некрэктомия этих полостей не имеетвыраженных особеннос­тей. При раскрытиипришеечных полостей следует удалитьвсю патологически измененную эмаль,сохраняя непораженные твердые ткани.

Если на этой по­верхности расположеныдве кариозные полости, разделенныеузкой полоской непораженной эмали, тооба дефекта целесообразно объединитьв одну по­лость. Отпрепарированнаяполость должна приобрести подковообразнуюфор­му или вид вытянутого овала.

Особоевнимание обращают на препарированиепридесневой стенки, во время обработкикоторой возможна травма десны. Воизбежание этого используют различныеустройства для ретракции десны,ретракционные нити с кровоостанавливающимисредствами и др.

Обрабатываяполость Vкласса, необходимо помнить о возможномповреж­дении пульпы, поэтому ихглубина, как правило, не должна превышать1,5 мм. При значительно распространенномпришеечном кариозном поражении днопо­лости формируют выпуклымсоответственно конфигурации пульпы(рис. 2).

Рис.2. Варианты формы отпрепарированныхкариозных полостей Vкласса

Сформированныекариозные полости Vкласса часто бывают относитель­номелкими. Поэтому для лучшей фиксациипломбы необходимо, чтобы пря­мые углымежду стенками и дном были четко выражены.

Иногда допускается незначительныйнаклон стенок в сторону дна полости иобразование на них (только на окклюзионнойи придесневой стенке) ретенционныхнарезок ко­лесовидными и обратноконуснымиборами.

Вследствие этого полостьприоб­ретает форму с довольно узкимвходным отверстием и широким дном. Длянадежного присоединения композитасоздают скос эмалевого края.

Довольносущественной особенностью препарированиякариозных полостей пришеечнойлокализации является высокая болеваячувствительность. Поэтому необходимоиспользовать различные виды обезболивания,способные обеспе­чить безболезненностьпроведения данного оперативноговмешательства.

Источник: https://studfile.net/preview/5588703/page:3/

Препарирование полостей V класса по Блеку

Препарирование полостей V класса по Блеку

июня 26, 2011

К полостям V класса, согласно классификации Блека, относятся полости в пришеечной области всех групп зубов. Точнее, в пришеечной трети их вестибулярных или язычных поверхностей (рис. 174). К этому же классу относятся полости, расположенные на вестибулярных и язычных поверхностях корней зубов.

Особенностью полостей V класса является то, что причиной их возникновения, кроме кариозного процесса, может быть целый ряд других заболеваний твердых тканей зубов: клиновидные дефекты, эрозии, абфракции, гипоплазия, хроническая травма, кариес корня и т.д.

Не останавливаясь на особенностях этиологии, патогенеза, клинической картины и лечения отдельных нозологических форм, рассмотрим лишь общие правила и технические приемы препарирования полостей, локализующихся в пришеечной области. С «технологической» точки зрения полости V класса представляют для стоматолога определенную проблему.

Это связано, в первую очередь, с тем, что данные полости расположены очень близко к десневому краю, а иногда распространяются под него.

В связи с этим врачу приходится в процессе препарирования и пломбирования решать целый ряд дополнительных задач:

  • защита десневого края от механических и химических повреждений в процессе препарирования и пломбирования; – ретракция десны для получения хорошего обзора и оперативного доступа к придесневой стенке полости;
  • предупреждение кровоточивости десневого края (или проведение гемостаза), уменьшение выделения десневой жидкости и сохранение сухости полости в процессе пломбирования;
  • обеспечение адгезии и краевого прилегания пломбировочного материала к придесневой стенке, край которой, как правило, эмалью не покрыт, а «пригодность» корневого дентина для адгезии к нему пломбировочного материала значительно хуже, чем дентина коронковой части зуба;
  • обязательное обеспечение макромеханической ретенции пломбы в полости, так как в данном случае одна лишь адгезия реставрационного материала не обеспечивает надежной фиксации пломбы.

В настоящее время для пломбирования полостей V класса в большинстве случаев применяют композиты, компомеры и стеклоиономерные цементы, поэтому основные принципы и технологические правила препарирования будут рассмотрены применительно к этим материалам.

1. Раскрытие полости. Раскрытия полостей V класса, как правило, не требуется. Это объясняется тем, что дефект в данном случае развивается на гладкой, выпуклой поверхности.

Поэтому очаг кариозного поражения в большинстве случаев имеет не грушевидную, а кратерообразную форму Исключение составляют лишь очаги «активного», «острого» кариеса у пациентов молодого возраста. В этих случаях кариозная полость, как правило, бывает окружена деминерализованной эмалью.

Если выбран оперативный метод лечения кариеса (препарирование и пломбирование полости), эти участки иссекаются.

2. Профилактическое расширение. Профилактическое расширение полостей V класса при «хроническом» течении кариеса, единичных полостях и соблюдении пациентом правил гигиены полости рта обычно не проводят.

Однако в ряде клинических ситуаций профилактическое расширение полости V класса требуется:

  • его проводят пациентам с тяжелым течением кариеса;
  • множественными пришеечными кариозными поражениями;
  • при наличии общесоматической патологии, негативно влияющей на состояние индивидуальной кариесрезистентности пациента;
  • при неудовлетворительной гигиене полости рта.

Такую тактику мы применяем также при лечении детей, у которых после фиксации на зубных рядах несъемной ортодонтической аппаратуры (например, брекет-системы) без адекватной гигиены полости рта наблюдается «вспышка» пришеечного кариеса.

Профилактическое расширение полости V класса в медио-дистальном направлении производится до закруглений коронки (цифры 1 и 2 на рис. 175). Придесневую стенку расширяют до уровня десны иди на 0,1—0,3 мм под нее (цифра 3 на рис. 175), для этого целесообразно произвести ретракцию десны.

Границу полости при этом желательно оставить в пределах эмали, не переходя эмалево-цементную границу. По направлению к жевательной поверхности расширение полости производят до границы средней и пришеечной трети вестибулярной поверхности (цифра 4 на рис. 175) — участка, хорошо очищающегося в процессе жевания.

Если на зубах имеются замки брекет-системы, расширение полости следует проводить до уровня расположения материала, на котором они зафиксированы. Профилактического расширения полости при дефектах твердых тканей зубов некариозного происхождения, как правило, не требуется.

3. Некрэктомия. Выполнение данной операции при препарировании полостей V класса имеет некоторые особенности: – при лечении кариеса производится удаление всех пораженных, нежизнеспособных тканей — деминерализованной эмали и кариозно измененного дентина.

На фронтальных зубах, чтобы обеспечить эстетический результат реставрации, удаляется не только размягченный, но и весь пигментированный дентин.

Учитывая близкое расположение пульпы, некрэктомию следует проводить крайне осторожно, лучше ручными инструментами; – при лечении некариозных поражений (эрозия, клиновидный дефект и т.д.

), несмотря на отсугствие видимой деминерализации тканей и гладкую, «полированную» поверхность стенок полости, на данном этапе со стенок и дна полости иссекается дентин на глубину 0,5—1 мм.

Необходимость этого обусловлена тем, что дентин на поверхности дефекта с морфологической точки зрения изменен достаточно сильно. Поэтому без препарирования он не обеспечит надежной адгезии и краевого прилегания реставрационного материала. Эта операция проводится шаровидными или грушевидными твердосплавными борами микромоторным наконечником на небольшой скорости с постоянным визуальным контролем состояния дна полости.

4. Формирование полости. Особенностью формирования полости V класса является необходимость придания ей формы, обеспечивающей макро-механическую ретенцию пломбы.

Особенно это касается поддесневых полостей, одна или несколько стенок которых эмалью не покрыты. Поэтому обеспечить надежную фиксацию реставрации за счет только лишь «адгезивных технологий» в таких полостях весьма проблематично.

Тем более что, как показали результаты биомеханических исследований, пломба в придесневой области подвергается довольно значительным нагрузкам на сжатие и растяжение. Это происходит за счет микроизгибов зуба при жевании и других окклюзионных нагрузках.

Наиболее выражены эти явления при функциональной перегрузке зуба. При формировании полостей V класса руководствуются следующими правилами:

  • препарирование полостей V класса, учитывая их небольшие размеры и близость пульпы, лучше проводить неагрессивными шаровидными или грушевидными борами на небольшой скорости с использованием микромоторного наконечника. Турбинный наконечник использовать в данной ситуации не следует;
  • оптимальной для полости V класса считается почкооб-разная форма с придесневой стенкой, параллельной десневому краю (рис. 176, а). Иногда, особенно в случаях, когда очаг поражения расположен на поверхности корня, полости придают овальную форму; – дно полости формируют выпуклым, с учетом топографии полости зуба (рис. 176, б). Безопасной считается глубина полости до 1,5 мм от поверхности эмали в пришеечной области и до 1 мм от поверхности корня;
  • полости придают ретенционную форму (рис. 176, в). Это достигается созданием конвергенции окклюзионной и придесневой стенок (рис. 177, а), т.е. между дном полости и этими стенками должны быть острые (до 45°), слегка скругленные углы. Медиальная и дистальная стенки полости формируются под углом 90° к поверхности зуба (рис. 176, б). Другой вариант — создание маленьким шаровидным бором ретенционных подрезок в дентине на стенках полости в месте соединения их с дном (рис. 177, б). Эти подрезки имеют форму борозд, идущих вдоль эмалево-дентинной границы. Следует, однако, иметь в виду, что они должны создаваться только на окклюзионной и придесневой стенках. На медиальную и дистальную стенки ретенционные борозды не наносятся. Эти стенки, как отмечалось выше, формируются под углом 90° к поверхности зуба (рис. 176, б). – существуют несколько вариантов формирования краев полости, в зависимости от расположения ее по отношению к эмалево-цементной границе.

Если полость ограничена только эмалью, делается круговой скос по всему периметру (см. рис. 178, а). В придесневой области скос небольшой — 0,5—1 мм. Скос формируется таким образом, чтобы граница пломбировочного материала с тканями зуба располагалась в десневой борозде и при прямом осмотре была скрыта десневым краем.

На медиальной и дистальной стенках либо также ограничиваются созданием небольшого скоса (до 1 мм), либо скос не делается вообще. В сторону режущего края делается пологий скос эмали шириной 2—5 мм, в зависимости от клинической ситуации. Для улучшения эстетики реставрации А.В. Салова и В.М.

Рехачев (2003) рекомендуют делать контуры скоса волнистыми. Если полость расположена в области эмалево-цементной границы, то эмалью покрыта только часть ее периметра.

На эмали при этом делается скос в соответствии с принципами, описанными выше: на медиальной и дистальной стенках — либо небольшой скос (до 1 мм), либо скос не делается вообще; в сторону режущего края — пологий скос шириной 2—5 мм. На дентинной стенке скос не делается (рис. 178, б).

Пломбировочный материал соединяется с дентином и цементом корня встык. Если полость расположена на поверхности корня ниже эмалево-цементной границы и со всех сторон окружена дентином и цементом, скос не делается вообще (рис. 178, в), пломбировочный материал соединяется со стенками полости встык.

5. Финирование краев эмали. Финишную обработку стенок полости в данном случае проводят по общим правилам с учетом задач последующей эстетической реставрации и обеспечения надежной микромеханической ретенции пломбы.

Финирование эмали проводят по типу полирования мелкозернистыми алмазными борами или твердосплавными 20—32-гранными финирами на небольшой скорости, с адекватным воздушно-водяным охлаждением. При отсутствии условий для макромеханической фиксации пломбы допустимо делать поверхность эмали «макрошероховатой» для дополнительной ретенции композитного материала.

Дополнительная шероховатость эмали достигается обработкой ее поверхности алмазными борами с крупной зернистостью (черная или зеленая полоса) микромоторным наконечником на небольшой скорости с воздушно водяным охлаждением. Финишную обработку придесневой стенки, чтобы избежать повреждения десневого края, лучше делать триммерами или эмалевыми ножами.

Финишная обработка стенок полости, на которых эмаль отсутствует, не требуется, особенно если проводилось щадящее препарирование без использования турбинного наконечника.

Источник: http://stom-portal.ru/terapiya/karies-zubov/preparirovanie/preparirovanie-polostej-v-klassa-po-bleku.html

Особенности препарирования кариозных полостей по Блэку

Препарирование полостей V класса по Блеку

Анатомическая классификация кариозных полостей по Блэку учитывает поверхность локализации очага поражения. Различают 5 классов локализации кариеса:

  • I класс – в области естественных фиссур моляров и премоляров, а также в слепых ямках резцов и моляров;
  • II класс – на контактных (боковых) поверхностях моляров и премоляров;
  • III класс – на контактных поверхностях резцов и клыков без нарушения целости режущего края;
  • IV класс – на контактных поверхностях резцов и клыков с нарушением целости угла и режущего края коронки;
  • V класс – в пришеечной области.

Общие правила препарирования кариозных полостей

Препарирование кариозных полостей предусматривает инструментальную обработку твердых тканей зуба в целях:

а) иссечения патологически измененных тканей эмали и дентина;

б) создания наилучших условий для фиксации пломбировочного материала (вкладки), восстанавливающих анатомическую форму, а, следовательно, и функцию зуба.

Принципу Блэка о профилактическом расширении кариозной полости до так называемых иммунных зон представителями отечественной стоматологии противопоставляется щадящий метод — расширение полости до видимо здоровых участков эмали и денти­на, получивший название принципа биологической целесообразности.

При изучении методики препарирования кариозных полостей следует иметь представление, какие основные разновидности углублений можно получить, применяя бор той или иной формы.

Шаровидный бор. В зависимости от направления механического усилия можно создать различные элементы углублений. Круговыми движениями работающего бора достигается постепенное расширение полости круглой или овальной формы.

При одностороннем линейном перемещении получается бороздка полукруглой формы глубиной несколько меньше радиуса рабочей поверхности бора.

При работе бором в направлении его оси можно сформи­ровать отверстие, соответствующее диаметру головки бора с вогнутым дном.

Таким образом, шаровидный бор применяют для снятия боковых стенок кариозной полости некрэктомии, для расширения устьев корневых каналов, трепанационных круглых отверстий в своде над полостью зуба и т. д.

Колесовидный бор. При одностороннем перемещении с боковым усилием колесовидный бор формирует канавку с прямыми углами и шириной, равной высоте режущей поверхности бора. При осевом усилии получается круглое отверстие, равное диаметру бора. Колесовидный бор в основном применяется для создания прямых углов в области дна формируемой полости и линейных опорных пунктов.

Основные формы полостей, создаваемые при помощи шаровидного (а) и колесовидного (б) боров:

Фиссурный бор. При механическом усилии на боковые поверхности формируют постепенно расширяющуюся полость глубиной, равной длине рабочей части головки бора. Одностороннее боковое усилие приводит к созданию линейной щели (фиссуры) с прямыми углами и шириной, равной диаметру головки бора. При осевом давлении формируется круглое отверстие с плоским или конусовидным дном.

При помощи фиссурного бора раскрывают и расширяют полости, обрабатывают стенки, формируют прямые углы, плоское дно. При наклонном направлении к оси зуба возможно создать опорную канавку со сходящимися под прямым углом стенками.

Основные формы полостей, создаваемые при помощи фиссурного бора:

Конусный бор. Боковые рабочие грани и торцевая поверхность образуют тупой угол.

В связи с этим перемещение бора в одном направлении создает конусообразную канавку, круговые движения — полость с расширенным входом, перемещение в осевом направлении образует отверстие с плоским дном.

Конусный бор в основном применяется для раскрытия и расширения кариозной полости за счет обработки стенок полости.

Обратноконусный бор. Рабочая боковая поверхность такого бора с торцевой частью образует острый угол. Направление механического усилия по оси бора формирует круглое отверстие с плоским дном. Боковое линейное перемещение позволяет создать канавку с расширенным основанием и острыми углами.

Этот бор используется для создания полости с расширенным дном, для формирования боковой опорной канавки в стенке полости, острых углов, плоского дна.

Основные формы полостей, создаваемые при помощи конусного (а) и обратноконусного (б) боров:

Режущие стоматологические инструменты: боры, финиры, полиры, карборундовые камни (круги) и головки — по характеру рабочей поверхности, степени воздействия на твердые ткани зубов и абразивной способности делятся на:

  • боры, при помощи которых снимают наиболее крупную и грубую стружку. Это боры с крупными нарезками, наклон их лезвий направлен в сторону вращения самого бора. К этой группе относятся все металлические боры режущего действия;
  • алмазный инструмент и карборундовые камни снимают более мелкую стружку, так как имеют более тонкое (мелкое) покрытие с острыми гранями; действие их на ткань более щадящее;
  • финиры и полиры за счет мелкозернистой или гладкой рабочей поверхности не режут, а лишь шлифу и полируют обрабатываемую поверхность.

Цель местного консервативного лечения кариеса зубов — удаление патологически измененных тканей и восстановление анатомической формы и функции зуба, что обеспечивает также приостановку кариозного процесса.

Основными методами лечения кариеса (за исключением начального) в настоящее время являются иссечение пораженных участков эмали и дентина при помощи вращающихся боров и создание такой формы полости, в которой надежно фиксировался бы пломбировочный материал.

Препарирование кариозной полости состоит из точных манипуляций в пределах крайне малой площади и включает ряд последовательных этапов, которые выполняют борами различной формы.

С целью уменьшения болезненности, возникающей в результате раздражения рецепторов зуба, и более точной работы в намеченном участке следует соблюдать ряд методических условий.

Препарирование кариозной полости необходимо производить при хорошем освещении для лучшего обзора полости. Важным условием является выбор удобного подхода к обрабатываемому участку коронки зуба.

Используемые для препарирования твердых тканей зуба боры должны быть острыми, прочно, без вибрации закреплены в наконечнике и по форме и размерам соответствовать выполняемому этапу.

Размер бора должен быть меньше размера препарируемой полости, чтобы можно было им прикасаться к различным стенкам полости, не вызывая болевого раздражения. Работать бором следует при высокой скорости его вращения и прерывисто.

Одно из важнейших правил препарирования твердых тканей зуба — надежная фиксация руки врача, удерживающей наконечник.

Для более устойчивого положения наконечника (особенно при работе на большой скорости) и в целях менее болезненного препарирования кариозной полости, а также предотвращения возможной травмы мягких тканей полости рта и языка необходима дополнительная фиксация наконечника.

Препарирование кариозной полости должно производиться с учетом топографических соотношений кариозного очага и полости зуба и заканчиваться в пределах видимо неизмененных твердых тканей зуба.

Три возможные точки опоры руки с наконечником во время препарирования зуба:

а – в пальцах правой руки;

б – на подбородке и зубах больного;

в – пальцами левой руки (зуб наконечник).

Источник: https://stomat.org/osobennosti-preparirovaniya-kariozny.html

Классы по Блэку: расположение кариозных полостей, классификация и лечение кариеса

Препарирование полостей V класса по Блеку

Зачем классифицировать кариес? Это только на первый взгляд простое заболевание, известное каждому. Для стоматологов же существует разграничение различных его видов, и каждый из них требует своего особенного подхода в лечении.

Кариес бывает разным

Кариес – самое распространенное заболевание полости рта, развивающееся на разных участках зубов, отличаться может и клиническая картина протекания процесса.

Для удобства при лечении, правильного выбора подготовки зуба и используемого для пломбирования материала, виды кариеса принято классифицировать.

Так выделяют классы по Блэку, по глубине поражения, по степени активности процесса разрушения, по наличию осложнений, по клиническому характеру и локализации поражения.

Особой популярностью пользуется классификация, предложенная еще в 1986 году американским стоматологом Дж. Блэком. Целью ее была систематизация принципов лечения для различных по характеру видов кариозного поражения зуба.

Классы по Блэку

Блэк выделил пять классов по локализации на поверхности, то есть в зависимости от того, где именно расположена кариозная полость:

  1. Локализация в фиссурах (углубления и щели в эмали жевательной поверхности), ямках моляров и премоляров (большие и малые коренные зубы), клыков и резцов.
  2. Поражается две или более поверхностей – захватывается медиальная и дистальная (кариес на передних зубах) или окклюзионная (режущая и жевательная поверхность) моляров и премоляров.
  3. Развитие болезни на медиальной и дистальной части клыков и резцов.
  4. Локализация такая же, как у третьего класса, плюс захватывается угол коронковой части или режущей поверхности.
  5. Полость занимает пришеечный участок любой группы зубов.

Классы по Блэку систематизируют все возможные варианты развития кариеса, для каждого из них предусматривается отдельное лечение, способ препарирования больного зуба и установки пломбы.

Первый класс по Блэку

Расположенная таким образом кариозная полость повышает риск слома края пломбы из-за высокого давления на нее при жевании. При препарировании зуба предусматриваются меры по исключению такой возможности.

Происходит это путем уменьшения скоса эмали и наложения более толстого слоя пломбировочного материала. При использовании композита с химическим отверждением его наносят параллельно дну кариозной полости, так как усадка будет направлена в сторону пульпы.

Если применяется материал светового отверждения, его укладывают косыми слоями. Усадка в этом случае будет направлена к источнику полимеризации.

Слои должны лежать от середины дна до края полости, отсвечивание происходит через боковые стенки, а после – перпендикулярно жевательной поверхности. В итоге достигается плотное прилегание пломбы в полости.

Этапы пломбирования полостей первого класса

Такие действия необходимо предпринять стоматологу, чтобы вылечить 1 класс по Блэку:

  • обезболить (используют анестезирующий гель или спрей лидокаина),
  • подготовить зуб (препарирование предполагает высверливание пораженного кариесом участка вглубь твердой ткани),
  • при необходимости наложить изолирующую прокладку (для предотвращения воздействия композита на пульпу и ее раздражения),
  • протравить и смыть кислоты, высушить полость,
  • изолировать от слюны,
  • по необходимости наложить праймер (для подготовки дентина),
  • нанести адгезив (связующий элемент между композитом и зубной тканью или праймером),
  • слой за слоем наложить материал, провести его отверждение,
  • скорректировать до нужной формы, произвести финишную обработку и полировку,
  • сделать отсвечивание (финальное отверждение).

Второй класс по Блэку

Имеющий свои сложности 2 класс по Блэку предполагает в своем лечении две главные задачи – создать прочный контакт между зубами и обеспечить плотное прилегание композита к краю основной полости.

Часто процесс пломбирования бывает осложнен появлением нависающего края пломбы, отсутствием контакта между зубами или материала с кариозной полостью. Для предотвращения этого используют тонкие матрицы, проводят смещение зуба (в возможных пределах) с помощью деревянных клиньев.

В межзубное пространство внедряют матрицу и фиксируют клином, затем смачивают водой. Клин набухает и отодвигает зуб. Такой метод при пломбировании позволяет избежать нависания края пломбы, которое в свою очередь может вызвать воспаление десен.

Плотное прилегание материала к полости обеспечивает использование адгезива – связующего вещества, так как сам композит прочно может соединяться только с эмалью, но не дентином.

Классы по Блэку при лечении имеют схожие моменты, но каждый из них требует и особых нюансов проведения пломбирования. Вот этапы для второго класса:

  • обезболивание,
  • препарирование,
  • при необходимости коррекция десны,
  • установка матрицы с введением деревянного клина или держателя,
  • при необходимости раздвигание зубов,
  • наложение изолирующей прокладки (если это необходимо),
  • проведение процедуры протравливания, смывания кислоты и высушивания полости,
  • изоляция зуба от слюны,
  • нанесение праймера и адгезива,
  • при необходимости – восстановление эмалевого края (если таковой отсутствует),
  • наложение композита слоями,
  • извлечение матрицы и клина,
  • контроль межзубного контакта,
  • коррекция, полировка,
  • финишное отсвечивание.

Третий и четвертый классы

Здесь главную роль играет подбор цвета пломбировочного материала, ведь в этом случае локализуется кариес на передних зубах. В связи с разным коэффициентом прозрачности дентина и эмали, при лечении необходимо использовать композит двух различных цветов.

Нужно это для того, чтобы зуб казался однородным, а пломба не выглядела как заплатка. Для создания наиболее естественного эффекта используют белые оттенки материала, имитирующие дентин, и почти прозрачные – для воссоздания эмали. Чтобы переход был незаметен, скос эмали перекрывается на 2-3 мм.

Важно, чтобы такой тонкой работой занимался хороший стоматолог, который сможет верно определить прозрачность зуба.

Выделяют три ее степени: непрозрачные ( обычно желтоватого оттенка, даже режущий край непрозрачен), прозрачные (желто-серые оттенки, режущий край прозрачный), очень прозрачные (сероватый оттенок, прозрачный край занимает треть зуба.

Этапы пломбирования полостей 3 и 4 классов

Чтобы запломбировать третий и четвертый классы полостей по Блэку, стоматологу необходимо выполнить следующие действия:

  • очистить поверхность от налета,
  • определить оттенок зуба,
  • обезболить,
  • подготовить зуб, освободить от пораженных тканей,
  • установить ретракционные нити или матрицы, когда это необходимо (затрагивается десневой край),
  • наложить изолирующую прокладку,
  • при необходимости восстановить контуры зубов,
  • смыть кислоты и высушить полость,
  • изолировать слюну,
  • нанести праймер (не обязательно) и адгезив,
  • наложить слоями плобирующий материал,
  • удаление матрицу и нити, если таковые применялись,
  • скорректировать края, придать нужную форму зубу,
  • шлифование и полировка,
  • финишное отсвечивание.

Пятый класс по Блэку

В этом случае главное значение имеет взаимоотношение десны и кариозной полости. При глубоком поражении с закрытием нижнего края десной, ее кровоточивостью, хороший стоматолог сразу определит, что необходима коррекция десневого края.

После проведения соответствующих манипуляций с десной на несколько дней накладывают временную пломбу для исключения дальнейших трудностей при установке постоянной. Пятый класс предполагает использование композитных материалов и компомеров (композитно-иономерных составов). Вторые применяются при поверхностном поражении со значительным по величине участком локализации.

В тех случаях, когда важен эстетический вид (или поражение затрагивает только эмаль), используют светоотверждаемые композиты специально подобранного оттенка.

Этапы пломбирования полостей пятого класса

Необходимые действия при лечении кариеса пятого класса:

  • очистить поверхность зуба от налета,
  • определить оттенок,
  • провести анестезию,
  • выполнить препарирование, удаление размягченной ткани,
  • скорректировать десневой край, если это необходимо,
  • ввести ретракционную нить,
  • наложить прокладку для изоляции при необходимости,
  • смыть кислоты, высушить,
  • изолировать от слюны,
  • нанести праймер и адгезив,
  • укладка материала, отсвечивание,
  • шлифование и полирование,
  • финишное отсвечивание.

Шестой класс

Известный американский стоматолог, именем которого названа данная классификация, выделял пять классов кариозных полостей. Долгое время его система использовалась в первозданном виде.

Но позже по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения классы по Блэку претерпели небольшие изменения – к ним добавился шестой.

Он описывает локализацию кариеса на остром крае резцов и на буграх жевательных зубов.

Источник: https://FB.ru/article/254337/klassyi-po-bleku-raspolojenie-karioznyih-polostey-klassifikatsiya-i-lechenie-kariesa

Препарирование полостей 5 класса по блэку к полостям

Препарирование полостей V класса по Блеку

ПРЕПАРИРОВАНИЕ ПОЛОСТЕЙ 5 КЛАССА ПО БЛЭКУ. К полостям 5 класса по классификации Блэка относится: Полости в пришеечной области всех групп зубов. А именно в пришеечной трети их вестибулярных или язычных поверхностей.

ЭТАПЫ ПРЕПАРИРОВАНИЯ: 1. Раскрытие полости. Раскрытия полостей V класса, как правило, не требуется. Это объясняется тем, что дефект в данном случае развивается на гладкой, выпуклой поверхности. Поэтому очаг кариозного поражения в большинстве случаев имеет не грушевидную, а кратерообразную форму. 2.

Расширение полости(Профилактическое расширение). Профилактическое расширение полостей V класса при «хроническом» течении кариеса, единичных полостях и соблюдении пациентом правил гигиены полости рта обычно не проводят.

Профилактического расширения полости при дефектах твердых тканей зубов некариозного происхождения, как правило, не требуется.

3. Некроэктомия – при лечении кариеса производится удаление всех пораженных, нежизнеспособных тканей — деминерализованной эмали и кариозно измененного дентина. На фронтальных зубах, чтобы обеспечить эстетический результат реставрации, удаляется не только размягченный, но и весь пигментированный дентин.

Учитывая близкое расположение пульпы, некрэктомию следует проводить крайне осторожно, лучше ручными инструментами; – при лечении некариозных поражений (эрозия, клиновидный дефект и т. д.

), несмотря на отсугствие видимой деминерализации тканей и гладкую, «полированную» поверхность стенок полости, на данном этапе со стенок и дна полости иссекается дентин на глубину 0, 5— 1 мм.

Необходимость этого обусловлена тем, что дентин на поверхности дефекта с морфологической точки зрения изменен достаточно сильно. Поэтому без препарирования он не обеспечит надежной адгезии и краевого прилегания реставрационного материала.

Этапы: 4. Формирование полости. Особенностью формирования полости V класса является необходимость придания ей формы, обеспечивающей макро-механическую ретенцию пломбы. Особенно это касается поддесневых полостей, одна или несколько стенок которых эмалью не покрыты.

Поэтому обеспечить надежную фиксацию реставрации за счет только лишь «адгезивных технологий» в таких полостях весьма проблематично. существуют несколько вариантов формирования краев полости, в зависимости от расположения ее по отношению к эмалево-цементной границе.

Этапы препарирования: 5. Финирование краев эмали. Финишную обработку стенок полости в данном случае проводят по общим правилам с учетом задач последующей эстетической реставрации и обеспечения надежной микромеханической ретенции пломбы.

Финирование эмали проводят по типу полирования мелкозернистыми алмазными борами или твердосплавными борами. Финишную обработку придесневой стенки, чтобы избежать повреждения десневого края, лучше делать триммерами или эмалевыми ножами.

Финишная обработка стенок полости, на которых эмаль отсутствует, не требуется, особенно если проводилось щадящее препарирование без использования турбинного наконечника.

Особенности препарирования: Проводится при локализации дефекта на поверхности корня. 1. Конусным фиссурным бором входят в полость под углом 45°, наклоняя наконечник дистально. При дальнейшем препарировании наконечник наклоняют так, чтобы ось бора была перпендикулярна поверхности зуба. Сформированные таким образом края полости будут иметь межповерхностный угол 90°. 2.

Глубина полости не должна превышать 0, 75 мм, если не требуется большее удаление кариозно измененных тканей. Такая глубина обеспечивает прочность стенок полости, прочность реставрации и возможность формирования ретенционных борозд. 3. Аксиальные стенки должны повторять контуры наружной поверхности зуба. 4.

Наружные стенки полости должны слегка дивергировать (если посмотреть с вестибулярной поверхности, все стенки полости по V классу хорошо видны). 5. Ретенционные борозды формируют бором № ? на всю длину гингивоаксиального или окклюзионноаксиального линейного угла, глубиной 0, 25 мм, под углом, делящим угол между аксиальной и десневой или окклюзионной (инцизальной) стенкой пополам.

При этом расстояние от края борозды до края полости должно составить 0, 25 мм, что достаточно для предотвращения скола.

Рис. 4. 1. Традиционная полость по V классу. А – дефект локализуется на поверхности корня; Б – края полости под углом 90°, глубина аксиальных стенок 0, 75 мм; В – удален оставшийся инфицированный дентин, сформированы десневая и инцизальная ретенционные борозды.

ТРАДИЦИОННОЕ ПРЕПАРИРОВАНИЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ СКОСА ЭМАЛИ. Особенности препарирования: Показан при реставрации полостей большого размера. 1.

Аксиальные стенки полости должны иметь одинаковую глубину (0, 2 мм кнутри от эмалеводентинной границы, если не планируется формирование ретенционной борозды, и 0, 5 мм – если планируется). 2. Края полости изначально формируют под углом 90°, а затем создают скос эмали. 3.

Формирование ретенционных борозд требуется, если полость большого размера, или если часть полости располагается на поверхности корня. Если края полости состоят из эмали, ретенционные борозды обычно не формируют. 4. Скос эмали формируют под углом 45°к наружной поверхности зуба шириной 0, 25 – 0, 5 мм. 5.

Если рядом с полостью имеются участки деминерализации эмали, проводят консервативное расширение полости шаровидным алмазным бором. Большая полость по V классу, сформированная с созданием скоса эмали

Комбинированное препарирование. Если полость по V классу распространяется на поверхность корня, десневая стенка полости формируется по традиционному типу (под углом 90°, обычно с ретенционной бороздой, глубина о, 75 мм).

при этом скос делают только по краям эмалевых стенок. Большая полость по V классу, распространяющаяся на поверхность корня, отпрепарированная комбинированным способом.

Коронковая часть отпрепарирована по традиционному типу с формированием скоса эмали, корневая часть – по традиционному типу без скоса эмали.

Особенности препарирования: 1. Стенки полости не должны быть одинаковой глубины. 2. Межповерхностный угол не обязательно должен составлять 90°. 3. Ретенционные борозды обычно не формируются. 4.

Полость формируют шаровидным алмазным бором, границы препарирования определяются размерами дефекта. 5. Если дефект затрагивает дентин, полость углубляют в него на 0, 2 мм, если не требуется большее удаление кариозно измененных тканей.

Полость по V классу, препарированная по модифицированному типу.

Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что стоматологам сегодня зачастую нет необходимости придерживаться некоторых принципов препарирования кариозных полостей, сформулированных Г. В. Блэком в его фундаментальном труде «Оперативное зубоврачевание» (1908). Основные принципы Блэка: 1.

Удаление нависающих краев эмали, не имеющих опоры, с целью предупреждения их отлома. 2. Тщательное, полное удаление кариозного дентина. 3. «Расширение ради предупреждения» – профилактическое расширение полости до иммунных (невосприимчивых) зон зуба с целью предупреждения рецидива кариеса. 4.

Создание полости ящикообразной формы, обеспечивающей устойчивость пломбы и зуба к силам (нагрузкам), возникающим при жевании.

Список литературы. 1. Роберсон Т. М. Оперативная техника в терапевтической стоматологии по Стюрдеванту / Т. М. Роберсон, Г. О. Хейманн, Э. Д. Свифт; пер. с англ. под ред. Е. В. Боровского. – Изд. 4 -е. – М. : «Медицинское информационное агентство» , 2006. – 504 с. : ил. 2. Терапевтическая стоматология: учебник для студентов медицинских вузов / [Е. В. Боровский и др. ] ; под ред. Е. В.

Боровского. – М. : «Медицинское информационное агенство» , 2004. – 840 с. : ил. 3. Максимовский Ю. М. Терапевтическая стоматология: учебник / Ю. М. Максимовский, Л. Н. Максимовская, Л. Ю. Орехова. – М. : Медицина, 2002. – 640 с. : ил. 4. Пропедевтическая стоматология: учебник для медицинских вузов / [Э. А. Базикян и др. ] ; под. ред. Э. М. Базикяна. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 768 с. : ил.

Источник: https://present5.com/preparirovanie-polostej-5-klassa-po-bleku-k-polostyam/

ОкругВрача
Добавить комментарий